На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Поэзия Игоря Плетинского

РАЗГОВОР 

Говорили на рассвете – спали птицы, спали дети, 
Месяц спал, спала река, спали в небе облака... 
Говорили, не таились, спать, конечно, не ложились, 
Говорили обо всем: что сейчас и что потом… 
Говорили о надежде, о любви, что нет, как прежде, 
О несбывшейся примете, неуслышанном совете, 
Необдуманных словах, что летят на всех парах… 
И о взрослых, и о детях, о вторых и даже третьих, 
Говорили о воде, говорили о беде… 
Говорили о препонах, бестолковых телефонах, 
О гадателях судеб и о том, как труден хлеб.

 
О разлуке говорили, и о сказке, и о были, 
Говорили про чертей, про людей и про зверей... 

…Утро встало. Свет в окошке – солнце, словно на ладошке. 
Будет новый разговор – давний не решился спор... 

 

ОДИНОЧЕСТВО 

Вот и закончился день, 
полный тревог и хлопот. 
Снова усталости тень 
За руку в ночь поведет… 
И одиночество вновь 
Хлынет потоком с небес... 
Не прекращается дождь, 
И не ломается крест.. 

Столько всего потерять, 
Столько всего не найти, 
И разучиться мечтать, 
Не научившись Любви.. 
Нет, не сыграть эту роль! 
Жаль уж спектакля того.. 
Мне одиночества боль 
Стала дороже всего… 

 

МОЙ ПУТЬ... 

Из дальних странствий я спешу домой.... 
Меня мой город вновь дождем встречает... 
Судьба автоответчик свой включает, 
Чтоб записать просящий голос мой... 

Ищу свое во всех местах Земли.. 
Есть силы, жизнь – в ладу с надеждой... 
И безразличья серые одежды 
Мне сшить ненастья так и не смогли... 

Иду, за шагом шаг, – подъемы, спуски... 
Идет весна, стихает колкая метель... 
Присесть, перекурить – и боли сгустки 
Смирят свою шальную карусель… 

Вы спросите: в чем смысл скитаний дальних? 
И какова дороги вечной суть? 
Отвечу: не паломник я, а странник... 
Иду туда, где мне удастся отдохнуть... 

 

У НЕЕ ПОЛОН ДОМ БЕЗДЕЛУШЕК 

У Нее полон дом безделушек.

.. 
Медальончиков, рюмок, лягушек, 
Стадо слоников в джунглях буфета, 
Среди вазочек – томик Поэта... 
У Нее не застелено ложе... 
Спать – совсем на Нее непохоже, 
У Нее нет для пыли метелки, 
И в подушечке дремлют иголки, 
У Нее на душе несчастлúво, 
У Нее как-то косо и криво... 
Он давно у Нее не бывает, 
Безделушками дни убегают. 

 

Я ПИШУ ВАМ 

Я пишу Вам эти строки, потому что Вы далеки, 
Вы в тумане, и не видно Ваших глаз... 
Ваши руки так надежны, Ваши странности возможны… 
Испытал я это все уже не раз. 
Я пишу Вам, что другой я, что закончен путь изгоя, 
Что оставил я амбиций чемодан… 
Потерял, как на вокзале, и теперь смогу едва ли 
На бумаге описать судьбы изъян. 
Я пишу не только это для ответа без привета, 
Я старался, я остался за бортом… 
Мне не важен голос чинный, 
Что твердит мне без причины: 
Ты один из многих, брат, поймешь потом! 
Я хочу пахать и сеять, я хочу детей лелеять, 
Я тоски поганой вкус уже забыл... 
Мне б немного вдохновенья, и... терпенья, без сомненья… 
И полета ощущенье или быстрое скольженье 
По свободе моря с вольностью ветрил... 

 

ЛУННОЕ ЖЕЛАНИЕ 

Кто-то небрежно рассыпал монеты – 
Горсть серебра на ленивой воде. 
Лунное пение сонной планеты, 
Ночи контральто, вишня в вине. 
Теплое море бездонно, как Вечность… 
Плещет неспешно желанья волна… 
Хочется быть, хоть немного, но грешным, 
Чтоб получить рай и ад, да сполна… 

 

ФЕНИКС 

Заботливой рукой незримого начала, 
Укутанный тоской, сгоревший неспроста, 
Восставший Феникс спит, от вечности отчалив, 
Расставив смерть и жизнь на новые места. 
Он видит сны о снах, неслышные для смертных, 
Гуляя в облаках, пугая глупых птах, 
Но пепел не стучит в сердца невольно мертвых, 
И восстает из праха все тот же жалкий прах... 
Бессмертие идей, придуманных для дела, 
Крушение надежд, с надеждой на "опять"... 
Восстань же снова, Феникс, прими одежду тела - 
Вперед идем мы с нею, страшась дороги вспять... 

Сборник произведений Игоря

«СЛОВО – ПСИХЕЯ…»

 

Эти слова Осипа Мандельштама недаром послужили названием рецензии книги Игоря Плетинского «Осмеянная реальность». Ведь читатель-скептик может вопросить: что это, еще одна попытка показать, как бестолковое человечество с завидным постоянством набивает шишки на лбу и в итоге утыкается в собственную беспомощность, потому как результата, кроме этих самых шишек, нет? Да и вообще – во имя чего вся мировая литературная мишура сочинена, сочиняется и, похоже, будет сочиняться впредь?

Мир искусств, творимый звуками, красками, линиями, ритмом, пластикой, словом, – это действительность, не совпадающая ни с изначальной, ни с той, что пробует ее понятийно-логически осмыслять и истолковывать. 
М. Пришвин в 1939 году сделает такую проницательную дневниковую запись: «Художество – это понятный разговор о непонятных вещах».

Смысл искусства – для поэта и прозаика – в предъявлении другой реальности; для нас – читателей – в переключении в нее. Настоящее искусство при этом ничего не доказывает и не проповедует. Оно убеждает нас очевидностью явленного, осязаемостью представленного.

Но остается вопрос: для чего нам так необходимо переключение в иную реальность? неужели нам мало сновидений? неужели нам мало впечатлений от окружающей и проникающей нас первичной реальности? Чуть ли не с самых ранних лет нам дано ощущение собственной предельности на этом свете. И живет в человеке стремление продлить земное бытие, живет мечта о ярких, сильных, стойких (разных!) впечатлениях, впечатывающихся в душу, в сознание, в память. Между тем, человеку отпущен счастливый и щедрый шанс самопродления. И не единственный, а нечеткое их множество. Из поколения в поколение получает он в свое полное распоряжение способность творить новое и способность как бы наново воспринимать уже кем-то сотворенное. Творчество – великий дар жизнестроительства. Творчество дает и мастерам, и тем, кто его воспринимает, возможность бесчисленных приобщений к каждой новой, возникающей в его воображении, в его фантазии осуществленной другой реальности. Искусство исподволь заражает нас чувством преодоления своего предела, края, порога, своей зацикленности на окружающем и обволакивающем. Искусство способно одаривать нас радостной свободой переживания конкретно-чувственного и в то же время от рождения, от природы как бы недополученного нами концентрированно-бесконечного, бескрайнего.

«Живое слово не обозначает предмет, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело. И вокруг вещи слово блуждает свободно, как душа вокруг брошенного, но не забытого тела» (О. Мандельштам, «Слово и Культура», 1921).

«Искусство, – афористически емко скажет В.Г. Белинский, – есть непосредственное созерцание истины». Не доказательство истины, не цепочки логических построений ради утверждения справедливости того или иного (пусть даже и очень хитрого) умозаключения, но ее, истины, непосредственное созерцание.

Давно уже замечено, что в художественном образе одно состояние или движение души соприкасается с другим, и внезапно рождается нечто совсем не похожее на исходные «составляющие». Один мотив сливается с другим (подчас парадоксально), и неожиданно возникает новое художественно-семантическое звучание.

Восприятие любого творческого продукта – поразительная вероятность самопродления, подключения себя к другой реальности, возможность ее более или менее интенсивного проживания…

Другая реальность включает нас, конечных и смертных, в иные, художественные координаты, которые в силах оказываются расширять наши жизненные горизонты и диапазоны. Создаваемые и воспринимаемые нами произведения искусства – своего рода глотки «эликсира бессмертия». Искусство – это бессознательная, но крепкая жажда преодоления своей предельности, замкнутости и отставленности.

Еще один читатель, ортодокс, может заметить: что же, автор, хоть и обращается к вопросам веры, все-таки позволяет себе смеяться над промышлением свыше? Не слишком ли самонадеянно?

Нет. Изначальная потенциальность новизны и творческое соучастие с миром. Позволим себе еще одну цитату, которая, как нам кажется, довольно точно характеризует творчество И. Плетинского, хотя сказаны были эти слова еще в прошлом веке: «Творческий процесс запутался бы в противоречиях, если бы ему не был присущ телеологизм. Бог присутствует не только в космической, но и этической эволюции: возможность этики обусловлена наличием упорядочивающего начала. Бог не создает мир, он спасает его, или, более точно, он – поэт мира, мягко и терпеливо руководящий им в соответствии со своим видением истины, красоты и блага» (Альфред Норт Уайтхед, Процесс и реальность. Очерк космологии, 1929).

Вот почему, несмотря на необозримо огромное поле произведений искусств всех времен и народов, несмотря на то, что никакой самой продолжительной жизни давно уже не достает на то, чтобы хотя бы один-единственный раз увидеть, услышать, прочесть все наилучшее, что создано человеком и человечеством, сама потребность в творческом продуцировании новых и новых текстов всегда оставалась и остается величиной постоянной.

Стихотворение Анны Ахматовой «Выход книги» (цикл «Тайны ремесла», 1962) начинается так:

 

Тот день всегда необычаен. Скрывая скуку, горечь, злость,

Поэт – приветливый хозяин, Читатель – благосклонный гость…

 

Будьте же благосклонным гостем, уважаемый читатель. Мы намеренно не предваряем удивительные по образному звучанию, наполненные юмором и грустью, мудростью и фантазией рассказы и пьесы Игоря Плетинского цитатами из них же, ибо вас ждет увлекательное путешествие – не будем уменьшать удовольствие от прочитанного, деля его на части.

 

Член Союза писателей России, член МСТС «Озарение»

Татьяна Осипова

 Можно приобрести 

http://soyuz-pisatelei.ru/shop/353/desc/pletinskij-igor-osme...

наверх